• Жизнь - это не проблема, которую нужно решать. Это тайна, которую нужно любить

Психология Юнга

Московская ассоциация аналитической психологии. 

Региональная программа курса «Аналитическая психология и психотерапия».

Предлагаемая региональная программа ориентирована не только на психологов, мы приглашаем в программу любых специалистов, которым интересен юнгианский анализ по личным или профессиональным причинам. Для понимания юнгианского анализа гораздо более важной является готовность актуализировать свой личностный, жизненный опыт, исследовать себя и учиться у своего бессознательного.

Открытость программы к участникам с разным жизненным опытом легче всего позволяет освоить основной способ мышления и работы в юнгианской психотерапии - технику амплификации. Разнородная группа позволяет маскимально широко отразить бессознательное содержание образа или символа, показать целый ряд возможных личностных смыслов и способ исследования их содержания.
Региональная программа разработана для всех, кого интересует юнгианская психология и психотерапия и кто не имеет возможности обучаться в Москве. По своему содержанию она является сокращенным аналогом московской программы подготовки аналитических психологов МААП, но структурирована с учетом специфики регионального преподавания. По окончании курса слушатели получают сертификаты МААП (Московской ассоциации аналитической психологии).

Задачи программы:
1. Формирование основного представления о теории и практике аналитической психологии и психотерапии.
2. Освоение юнгианского подхода к пониманию бессознательного и контакта с ним.
3. Исследование собственной психической реальн
3. ости в категориях юнгианской психологии и интеграция личного опыта.
4. Освоение основных аналитических методов работы с бессознательным.
5. Поддержка собственной психотерапевтической практики участников группы.


Длительность программы составляет три года. Объем выездного семинара (цикла) составляет 20 часов (2 учебных дня), таким образом, общий объем программы 280 учебных часов. В соответствии с региональными целями и задачами обучения содержание предлагаемой программы и ее длительность может быть изменена.

Первый год обучения.
Аналитическая психология: основные понятия.


1 Семинар: Образы души в Юнгианской психологии (Юнг и современная аналитическая психология)
Ведущий семинара: Валерий Миллер

Карл Густав Юнг: реконструкция личного мифа и основные работы.
Детство, семейные мифы и первые встречи с бессознательным.
Начало психиатрической практики и ассоциативный эксперимент. Понятие коллективного бессознательного. Специфика юнговского подхода к бессознательному: реальность психического, комплиментарность бессознательного, принцип синхронии.
История отношений с З. Фрейдом, личностный кризис. Открытие методов встречи и диалога с бессознательным. Понятие индивидуации и работа «Психологические типы».
Опыт переживания кризиса.
Современные школы аналитической психологии. IAAP и система подготовки аналитиков.

2 Семинар: Анатомия психического (1 часть)

Ведущий семинара: Ольга Кондратова


Строение психики: сознание, личное и коллективное бессознательное. Основные структуры бессознательного: комплекс и архетип.
Понимание комплекса в аналитической психологии. Психоаналитическая модель симптомообразования. Определение и структура комплекса. Механизм формирования комплекса.
Эго: определение и функции. Механизм формирования. Зрелые и незрелые способы функционирования Эго.
Персона: понятие и функции. Образы архетипа. Взаимосвязь Персоны и индивидуации.

3 Семинар: Анатомия психического (2 часть)

Ведущий семинара: Константин Слепак


Теория архетипов. Понятие и свойства архетипов. Архетип и архетипический образ. Проявления архетипа в сновидениях.
Базовые архетипы структуры личности.
Тень: понятие. Содержательное наполнение архетипа. Эволюция образов Тени в сновидениях. Проявление Тени в проекциях и отношениях. Индивидуальная и коллективная Тень. Психотерапевтические способы работы с Тенью.
Анима и Анимус. Определение и функции. Архетипические образы. Этапы развития Анимуса и Анимы. Охваченность архетипом.

4 Семинар: Путеводитель по трансформациям (методы аналитической психологии)

Ведущий семинара: Константин Слепак


Самость: определения. Образы Самости. Биполярность Самости и ее проявления. Первичная и вторичная Самость. Самость в первой и второй половинах жизни. Понятие нуминозного. Трансцендентная функция. Инфляция - дефляция Эго.
Индивидуация: определения. Ось Эго-Самость. Образы индивидуации. Кризис и его функции в индивидуации. Преобразования идентичности. Образы трансформации. Формирование личного мифа. Принцип синхроничности. Специфика психотерапии в первой и второй половине жизни.

Второй год обучения.
Развитие: от патологии к индивидуации.

5 семинар: Психоаналитические теории развития(1 часть)

Ведущая семинара: Ольга Кондратова


Психоаналитический подход к развитию: Фрейд и его последователи. Основные идеи теории объектных отношений и селф-психологии. Механизмы защиты. Стадии психического развития.
Оральная стадия в описании З.Фрейда. Оральный характер и его защиты. Развитие объектных отношений по М.Малер и М.Кляйн. Теория привязанности Дж.Боулби. Контейнирование и другие понятия У.Бийона .
Анальная стадия в описании З.Фрейда. Анальные характеры (специфические защиты). Роль агрессии в развитии. Творчество как разрешение анального конфликта. Тема сепарации в теориях М.Кляйн, М.Малер. Сепарационная травма в работах Дж. Боулби. Переходный объект и другие понятия Д. Винникотта.

6 семинар: Психоаналитические теории развития(2 часть)
Ведущий семинара: Валерий Миллер


Фаллическая стадия развития. Нарциссизм и Эдипальность. Миф о Нарциссе. Представления З.Фрейда о нарциссизме. Первичный и вторичный нарциссизм. Нарциссический характер. Эдипов комплекс и истерический характер.
Латентная и генитальная стадии психического развития.

7 семинар: Уровни и стадии психического развития, клиника

Ведущий семинара: Валерий Миллер

Психоаналитическое представление об уровнях психической организации. З.Фрейд о связи стадий психического развития и определенных типах невроза. Классификация характеров С.Джонсона. О.Кернберг об уровнях нарушенности психики и классификация Н.Мак-Вильямс. Диагностические критерии психических структур по О.Кернбергу и Бержере. Структура диагностического интервью.
Патологии развития на оральной стадии и психотическая структура личностной организации. Зависимости и шизоидные расстройства. Задачи терапии.
Нарушения сепарации и пограничная структура личностной организации. Особенности аналитического процесса и задачи терапии. Симбиотическая проблематика. Созависимости. Садо-мазохистические расстройства.
Невротическая организация психики. Нарциссические расстройства: структура объектных отношений и патологическая структура Я (Дж.Мастерсон, С.Джонсон, О.Кернберг). Две линии отношения к нарциссическим расстройствам: сопоставление идей О.Кернберга и Х.Кохута, «мужской» и «женский» подход. Комплекс мертвой матери (А.Грин). Специфика аналитического процесса и терапевтических задач.
Эдипов комплекс и проблемы половой идентичности.

8 и 9 семинар: Индивидуация (2 семинара)

Ведущая семинара: Ольга Кондратова


Специфика юнгианского взгляда на развитие (работы К.Юнга, М.Фордхама, Э.Ноймана).
Юнгианский подход к психопатологии.
Э.Нойманн: уроборическая стадия развития. Симбиотичность как основание для переживания целостности. Юнгианский взгляд на психозы и дезинтеграцию. Теория травмы Д.Калшеда.
Рождение Эго как важнейший этап индивидуации (Нойман, Кемпбелл). Разные составляющие сепарационного процесса. Интеграция Эго. Разные формы культурных инициаций.
Юнгианский взгляд на нарциссизм. Понятия фалличности и инфляции (Эдингер, Уайли). Терапевтические подходы К.Аспер, Н.Шварц-Саланта, Д.Уайли, М.Вудман. Специфика терапии, особенность работы с переносами. Архетип Пуэра. Нарциссизм психоанализа (Д.Хиллман).
Темы мужественности и женственности в работах юнгианских авторов (фонФранц, Эстес, Болен, Вудман, Янг-Айзендрат, Моник, Джексон, Холлис). Стадии развития Анимуса и Анимы.
Боги и симптомы (Дж.Хиллман). Юнгианский анализ мазохизма, депрессии и пр.

Третий год.
Практика аналитической терапии.

10 и 11 семинары: Сновидения и активное воображение

Психоаналитический подход к работе со сновидениями: открытие и исследование «королевской дороги к бессознательному». Сновидения как зашифрованные влечения бессознательного. Механизмы формирования сновидения и механизмы обнаружения скрытого содержания сновидения. Работа свободных ассоциаций (на примере анализа одного из снов Фрейда). Правила интерпретации сновидений. Работы постфрейдистов.
Юнгианский подход к работе со снами: основные отличия. Объективный и субъективный уровень интерпретации сновидения. Амплификация и множественность смыслов сновидения. Комплементарная функция и телеологический подход к анализу сновидений. Анализ структуры и динамики сновидения, акцент на сериальных снах и повторяющихся образах. Специфика работы со сновидениями в различных школах аналитической психологии. Ритуализация сновидения.
Терапевтическое использование сновидений. Основные функции и способы интерпретаций сновидений в аналитической практике. Специфика анализа снов на разных этапах терапии и с разного типа клиентами. Переносная и контрпереносная интерпретация сновидения. Сны о терапевтах и сны терапевтов.
Активное воображение. Правила работы и интерпретации образов активного воображения. Подходы Р. Джонса, Р. Боснака, Х. Дикманна. Терапевтическое использование. Постюнгианские подходы к имагинитивным практикам. Сендплей, рисование и арт-терапевтическое исследование образов активного воображения.

12 и 13 семинары: Терапевтические отношения и процесс терапии

Уровни терапевтических отношений: общая модель.
Терапевтический альянс. Сеттинг: его составляющие, значение для терапии. Основные правила, описывающие терапевтическое использование времени, места, денег. Символическое значение соблюдения и нарушения правил. Сеттинг как метод психотерапии. Юнгианские метафоры сеттинга - алхимический сосуд, теменос.
Первый контакт с клиентом: звонок, встреча.
Дистанционные методы работы, возможности использовании: телефон, письма, скайп.
Перенос: психоаналитическое видение. Виды переноса. Его диагностическое и терапевтическое использование. Перенос и выбор терапевта. Психоаналитические правила работы с переносом. Юнгианский подход к переносу: архетипический перенос. Отражение переноса в способах обращения с сеттингом и сновидениях.
Контрперенос: психоаналитический подход, последовательное изменение отношения к контрпереносу. Психоаналитические метафоры контрпереноса: от «слепого пятна» к «телефонной мембране». Виды контрпереноса: собственный перенос терапевта, соответствующий и дополнительный (по П.Ракеру). Вклад Юнга в эволюцию взглядов на контрперенос. Требование учебного анализа.
Специфика юнгианского подхода к терапевтическим отношениям. Архетип раненного целителя. Работа К. Юнга «Психология переноса». Теория поля Н.Шварц-Саланта. Работа М.Якоби «Встреча с аналитиком», В.Штейнберга «Круг внимания».
Анализ динамики терапевтического процесса (на примере анализа случая).

14 семинар: Теория психологических типов К. Юнга. Использование типологии в практике

Базовые установки и функции сознания. Доминирующая, вспомогательные и подчиненная функции. Методы диагностики и определения типов. Использование типологии в практике. Интеграция психологических функций и установок - движение к целостности.

Итоговой работой, подтверждающей успешность освоения программы, является автобиографическое эссе и анализ клинического случая.

 

Семейные расстановки. Клиентская группа 27 мая в 15.00

11-05-2017

Семейные расстановки. Клиентская группа 27 мая в 15.00

Приглашаем вас 27 мая в 15.00 присоединиться к клиентской группе по семейным системным растановкам в качестве участника и заместителя. 

12 мая в 18.30 - Клуб психологического кино

03-05-2017

12 мая в 18.30 - Клуб психологического кино

  Ингмар Бергман в своем фильме исследует тему взаимного непонимания родных.